от
23.06.2002 Нижняя НемигаОтныне условимся разделять Немигу на две части: Верхняя и Нижняя. Делить будем относительно главного (с нашей точки зрения) входа, который находится около ж\д путей. То, что течет под пути и к центру (примерно вдоль пр. Дзержинского) - есть Немига Нижняя, а то, что со стороны Грушевки - Верхняя соответственно.
Направились мы на этот раз в Нижнюю Немигу. Направились втроем: Я, ГуЛаг и Пихель. Эта часть реки уже посещалась нами. Мною - в одиночку , и Пикселем с КеХ’ом. Но в обоих случаях далеко мы не уходили. Я вааще метров 500 прошел - стрёмно, особенно в обрубках и с фонарем-децлом. Пихель с КеХ’ом дошли до двух узких труб, сунулись в них и пошли назад. Была зима и их одежда, чистая и объемная, просто туда не пролезла. Но на этот раз мы настроены решительно, только ограниченность во времени не дает почувствовать полную свободу построения планов.
Спускаемся с ж\д насыпи вниз, к забору. Спуск крутой и длинный. С десятком кг. снаряжения в руках, среди травы по пояс, из-за которой земли не видно, для удачного завершения спуска (к люку) требуется значительный элемент везения
Вот он - люк. А точнее не люк, а дырка. Из земли торчит колодец, на нем изъеденная эрозией бетонная крышка с дыркой для люка. В некоторых местах она представляет собой просто голую арматуру. Скобы: половина - съедены ржавчиной до 5-7 мм., но в бетоне сидят мертво, половина - толстые, но болтаются в старом кирпиче. В лицо смотрит пучок труб, но со спуском я уже знаком - ничего из них течь не должно . Передачу вещей сверху вниз осуществляем по трехступенчатой системе: один дыролаз сверху подает вещи тому, что посередине, а он в свою очередь, тому, что снизу. Удобно. Спускаемся вниз. На нагрудном кармане халата болтается красивый стрелочный индикатор заряда батарей с зеленой подсветкой, как и налобник - мое творение. Оглядываюсь. Слева - 1.8 метровая труба - Верхняя Немига. Направо две узких - Нижняя. Прямо передо мной сырая бетонная стена, на ней еще одна Дигг группа, в составе Night'a & Nix'a, черным баллончиком нанесли письмена, свидетельствующие о том, кто они, когда здесь были и что сделали для продвижения великого дела.
Внедряемся в узкую трубу. Узкие участки Немиги, по-моему, следует отождествлять с объектами осуществляющими повышенное давление на грунт, и его вибрацию - ж\д, например. Этот участок был как раз под ж\д насыпью. Длился ракоход не долго, метров 25. Из него мы попали в небольшую комнатку, выпрямились, осмотрелись. Вода течет в 1.8 метровую трубу, слева и справа две бетонные тумбы, на одной лежит здоровый ржавый лом, на другой ныкаем шмотки. Справа выходит такая же труба, залегающая параллельно нашей, по стандарту на 1/2 заполненная песком. Наверх - не открываемый люк. Заходим в большую трубу. Через 4 метра Немига поворачивает на 90* влево, к проспекту Дзержинского. Под потолком поворота зависли полностью сохранившиеся, но ужасно прогнившие остатки дощатой опалубки. Надеюсь, потолок держался бы и без нее :). Проходим после поворота метров 50, видим еще один поворот, но уже направо. Наверх ведут скобы к люку. По моим расчетам наш дальнейший путь залегает параллельно пр. Дзержинского, чуть далее правого тротуара, если смотреть к центру. Далее привязка к пов-ти будет изложена в форме предположений, т.к. ни одного люка мы по пути так и не открыли.
После поворота нас ожидал долгий путь, причем, без единого люка, если я не ошибаюсь. В принципе, абсолютно ничего страшного, однако, фраза по ящику: "возможны осадки", заставляла призадуматься о вечном, т.к. следы на стенах и обрывки полиэтилена на арматуринах торчащих из потолка свидетельствовали о предельных подъемах уровня воды достигающих потолка. Чем дальше иду, тем стремнее становится. Вопрос: если уровень начнет расти, то как быстро, и что делать, бежать вперед, или возвращаться? С каждым метром шанс поиграть в водолаза растет. Над головой было несколько люков, но добраться до них совершенно невозможно. Однако какая-то неотъемлемая часть моей идеологии не дает мне повернуть назад или кому-либо сказать то, что может заставить его сделать то же самое. Таким образом, идем дальше. Вижу что-то впереди, вроде комната. Подхожу ближе, в самом деле - комната, да еще какая! Первым делом оглядываюсь, убеждаясь в отсутствии опасности. Первое что я замечаю - долгожданная лестница. На стене, на лестнице и на стенках колодца какой-то серо-рыжий, неровной формы, налет . Остальное также достойно описания. Комната делится на две части метровым бетонным блоком, на котором растут короткие, но толстые и крепкие сталагмиты. В левую часть впадает Немига и, повернув на ~90* влево, течет далее по метровой трубе, в правую часть впадает какая-то 30см. труба и, повернув направо, течет параллельно Немиге. Именно до этого места дошли Пиксель с КеХ’ом в прошлый раз, но я сагитировал всех, дабы пройти в самый конец и посмотреть на легендарный водопад в коллекторе "Центр".
Движимые этой идеей и предвкушая нелегкий ракоход, внедряемся в узкую трубу. Поначалу ничего. Однако в повороте скопилось значительное количество наносов заполнивших трубу почти наполовину. Очень тяжело. Иду боком, упираясь локтями в колени - так легче. Душно - по моей физиономии катятся крупные капли пота ( представляю как было весело Gulag’у – он ростом ~1.82 метра, а труба в этом месте была не больше 0.8 метра). Когда труба кончится никому из нас неизвестно, в связи с чем возникает возрастающее желание вернутся . Однако то, что она постепенно расширяется и смутное теоретическое знание дальнейшего пути придает мне сил. В самом деле - труба кончается, только вот что дальше, почему-то не видно. Пройдя еще несколько метров, я понимаю, что мы имеем дело с довольно здоровым отстойником. По идее в отстойнике должно быть вязко и бездонно , однако оказалось прямо наоборот. Наверное, назвать это помещение отстойником неправильно. Комната очень большая для данной части системы. Длинна - 10м, ширина - 6, и высота - 4. Стены бетонные, сверху - кирпичные. Потолок держат штук пять балок с выступающей ржавой арматурой. Назначение помещения определить тяжело. В потолке два люка. Глубина значительна, около 7м. Верх колодцев густо заплетен паутиной, освещаемой дневным светом, пробивающимся сквозь отверстия в люках . В помещение впадают две трубы диаметром меньше метра, по одной из них мы шли. Далее вода утекает в 1.8 метровую трубу, идущую перпендикулярно нашим двум трубам. Мы следуем туда же. Пройдя метров 100, наблюдаем 90* поворот налево. Прямо - труба диаметром 70см. Через 3 метра в этой трубе виден уступ, после которого она продолжается, но уже см. на 60 выше. Пиксель с ГУЛагом хотят идти туда. Мне это кажется плохой идеей, т.к. по теореме о ливневом коллекторе при движении вверх по течению проход сужается до бесконечности. В качестве ответа я услышал слова: "Это же Немига! Тут все возможно!". Я понял, что где-то они правы и их проникновению в трубу препятствовать не стал . Сам отошел в сторону и стал ждать... Но такое положение дел несколько противоречит подземным правилам. На мой взгляд, дыролазы всегда должны держаться вместе, и с этой мыслью я полез за ними.
Пройдя метра 3, я выпрямился в кирпичной комнатке, и понял чрезвычайной важности вещь - МЫ В ДРЕНАЖКЕ (См. отчет "Старая Дренажка"). Кричу об этом Пикселю, но этот отморозок меня в упор не понимает. Влезаю в трубу, проползаю раком метров 7 и позволяю себе сесть, прислонившись спиной к стенке трубы. Еще раз объясняю им где мы, однако Пиксель и ГУЛаг продолжают уверенно двигаться вперед, увеличивая разрыв между нами. Бряцая монтировкой по полу, догоняю их в следующем помещении, где до Пикселя в конце концов доходит, куда мы попали. Мы зовем назад ГуЛага все еще рвущегося к новым тупикам и останавливаемся в комнатке, дабы нацарапать ломом на стене что-нибудь. Получается плохо, но я, скрежеща монтировкой, по бетону довожу пустое дело до конца. Таким образом доказана важная вещь - дренажка впадает в Немигу в районе перекрестка пр. Дзержинского и *********, если точнее на зазаборной территории какого-то предприятия. Правда она не впадает, т.к. там почти всегда сухо, т.е. впадать нечему (р: соединяется). В следующий раз полезем сюда именно через дренажку (р: удачи! Мне совсем не хочется вспоминать ракоходские навыки, приобретенные при изучении этого дренажа). Возвращаемся к цели нашего исследования, к Немиге. Идем далее. Проходим довольно много, встречая по дороге люки. По люкам ездят машины, самые тяжелые из которых при наезде на люк генерируют нехилый грохот. Стараясь не стоять долго под люками, движемся далее. Среди уже привычного перезвона люков я улавливаю еще какой-то звук. Улавливаю даже не ушами, а всем телом. Как не странно, в данной ситуации, этот звук в первую очередь ассоциируется с перемещением очень большой массы воды. Вспоминаю тучи, начавшие затягивать небо перед заземлением. Живое воображение рисует тяжелую и быструю волну, под потолок коллектора, поглощающую и уносящую с собой все, что создает ей сопротивление. Зачем-то покрепче сжимаю в руках фомку и, стараясь думать об открытых люках, продолжаю движение вперед. Как выяснилось в последствии, никто кроме меня ничего не слышал. Странно, то ли у меня слух обостренный, то ли просто глюки. Время начинает поджимать. Поджимает оно ГуЛага, который в связи с этим начинает вонять о возвращении. Пока еще идем вперед. На пути стали значительно чаще встречаются трубы, на различной высоте и в различных направлениях пронизывая Немигу и колодцы люков, даже провод из стены торчал: район такой. Проходим еще несколько сегментов и двумя голосами против моего одного решаем начать обратный путь. Также решаем открыть какой ни будь люк, чтобы уточнить привязку к поверхности. Подходим к одному из люков, ждем двойного удара по крышке - машину. Машина - одна из главных опасностей для Дыролаза при выходе. Можно представить себе тело чувака, наполовину высунувшегося из люка после того, как по нему проедет, скажем, троллейбус... А Диггеров и так мало:( Немного подождав, этот удар мы слышим. Идем к следующему. Перед тем как услышать удар по нему слышим удар по тому, мимо которого только что прошли, причем с интервалом меньше секунды. Вывод: Немига на данном участке течет вдоль проспекта. Продолжаем возвращение. Против течения идти тяжелее. Уровень шума в трубе резко возрос из-за волн, которые мы подняли своими ногами. Идем довольно быстро. Настроение почему-то резко возрастает, и я начинаю издавать разнообразные звуки, стараясь уподобиться духам Нижнего Мира. Судя по тому, что Пиксель начал меня затыкать, у меня получалось или слишком натурально, или слишком плохо. ГУЛаг поддержал мою идею и вдвоем, под удары фомкой по стене мы сбацали что-то такое, отчего волосы дыбом у монтеров должны стать. Если бы я услышал такие звуки из темной глубины тоннеля, то выскочил бы и, наверное, целую неделю меня бы ужасала одна мысль о посещении Нижнего Мира. К сожалению, диктофон я с собой на этот раз не взял. Путь назад пролетел незаметно, только в узкой трубе пришлось очень тяжело. Вылезли. Все мои опасения насчет атмосферных осадков оказались совершенно напрасны - в глаза ударило яркое солнце на фоне почти безоблачного неба.
До водопада мы обязательно доберемся в следующий раз, через старую дренажку, а пока я пойду напишу отчет и подготовлю снаряжение к следующему заземлению.
by _-TesT[]R-_от 27.06.2002 Дальше, в Старую Немигу...
//---------------------------------------------------------------//
Перед прочтением этого отчета рекомендуется прочитать отчет "Нижняя Немига", т.к. путь в Старую Немигу лежит через Нижнюю, и многие описательные моменты имеющиеся в предыдущем отчете здесь отсутствуют, дабы не повторяться. Также при его чтении следует пользоваться картой, лежащей в соответствующем разделе .
//---------------------------------------------------------------//
Экспедиция на сегодня намечена масштабная. Собрались мы достигнуть не достигнутый в прошлый раз Водопад. Собрались втроем, Я, Пихель и Квакер, правда поздновато собрались - часа в 2. Хотели пустить еще одного чувака с рацией по поверхности, для составления карты с точной привязкой к карте Минска, но обломалось 8(.
Спустились мы с Квакером в комнатку, отделяющую Верхнюю Немигу от Нижней и стали ждать Пикселя. Долго ждали, но дождались... Переоделся Пиксель, начал спуск и даже не достигнув дна, неожиданно задал простой вопрос: "А где фотик?" А правда, где фотик... Меня начинает душить немой истерический хохот... Минут пять тусуем в комнатке махая ломами, матерясь и обвиняя друг друга во всем плохом, что случалось за последний месяц... Но когда первая волна ярости спала, мы подумали и отправили чувака что должен был ходить по поверхности с рацией за фотиком. Минут через двадцать я оторвал основательно замерзший зад от холодной и сырой бетонной тумбы, полез наверх и начал безуспешные попытки установить с ним радиосвязь. После 20 минут радиомолчания по 10-ому каналу начало что-то пробивать. Еще через минуту я понял - фотик у него. Вместе с тем он принес и плохую новость - заземлятся мы будем без поверхностного сопровождения. Отдаю ему на хранение рации, получаю фотик. Чел уходит...
Кстати о фотике, сей девайс достоин отдельного описания. Для начала заметим, что фотика вообще-то два: первый, вполне приличный Зенит-Е с хорошим объективом; второй полумертвый Эликон, используемый в качестве вспышки. Оба аппарата соединены импровизированным синхропроводом, который имеет свойство выпадать или, напротив, замыкаться... Все это было уложено в сумку от противогаза и сильно мешало при ходьбе 8) Идея моя, Зенит тоже мой.
Итак, начинаем движение по уже хорошо известному участку Немиги, придется проходить все сначала, т.к. в пошлый раз другого входа мы не нашли. Пройдя узкую трубу под ж/д путями и войдя в комнатку, расчехляю агрегат, заглядываю в видоискатель и понимаю, что более неудобной конструкции для подземных съемок придумать нельзя. Во первых, фокусное расстояние объектива 50мм., т.е узкий охват, на поверхности это вполне нормально, а вот в замкнутых пространствах Немиги появляются определенные трудности. Во вторых, Зенит - зеркалка и света до моего глаза доходил минимум, что затрудняло прицеливание, так что результат будет виден только после проявки.
Проходим еще метров 150, фоткаем что-то похожее на поехавший вместе с грунтом кирпичный колодец. Еще метров 70. Сталактитная комната. Практически все поверхности комнаты покрыты известковым наростом, который в подземельях больших городов растет очень быстро, наверное, это обусловлено обилием дорожной соли. Хоть сталактиты характерны для всего пространства Нижнего Мира, но здесь их рост происходил особенно бурно. На блоке, делящем комнату на две части, произрастало некоторое количество сталактитов. Напротив - сталагмиты свисали с прогнившей дощатой опалубки. Фиксируем на пленке образования, обусловившие такое название комнаты и следуем в Тяжелый Ракоход, где, как следует из названия, идти тяжело и раком, а кроме того долго.
Однако диаметр постепенно увеличивается, и мы наблюдаем Большой Отстойник. Снимаем впадающие и вытекающие из него трубы. Погуляв по Отстойнику с фотиком, держим путь в трубу 1,8 метра в диаметре, где после 80 метров пути перед нами предстает выход Старой Дренажки.
Решаем сфоткать. Целюсь, нажимаю спуск - а вспышки нет 8[. Ладно еще раз... Опять нет 8E. Проверяю контакт. Подозреваю Квакера держащего вспышку в деструктивных действиях и передаю ее Пихелю. Что интересно, после этого она срабатывает. Расстроенные потерей двух кадров идем дальше, решив фоткать только на обратном пути - от цели экспедиции (позже мы поняли какую ошибку совершили).
Продолжаем движение, каждые метров 20 останавливаемся и наносим на карту то, что прошли, чем сильно выводим Квакера. Идем уже очень долго. Над головой наблюдаю самые разнообразные колодцы, в большинстве своем кирпичные. По большинству из них с характерным звуком проезжают машины, поэтому открывать люки не очень-то тянет.
Пройдя не знаю сколько, вижу перед собой что-то кирпичное, нависшее над водой. Так и не узнав что это, согнувшись прохожу снизу. Возможно, это фундамент уже несуществующего здания, а возможно что-то значительно более интересное (глубоковато для фундамента), но ломать почему-то не хочется.
Идем далее и метров через 50 нашим взорам открывается легендарная галерея 1929 года постройки, с которой берет начало еще один участок реки - Старая Немига. В этой части системы царит совершенно иная атмосфера, не свойственная части Немиги построенной в 50х-60х годах, по которой мы до сих пор перемещались. Галерея залегает под историческим центром города, поэтому очевидно, что ее следует относить к историческим подземельям. Здесь все другое, совсем другой воздух, почему-то похож на прокуренный, но запах приятный, так, по-моему, и должно пахнуть в старинных подземельях.
Совершенно другая и технология выполнения коллектора. Свод представляет собой 2,5 метровый ж/б полуэллипс, правда я представлял себе его кирпичным. По бокам, сантиметров на 10 над водой, поднимаются две квадратного сечения полости непонятного назначения. Прямоугольные отверстия в них иногда закрыты ржавыми крышками. Внутри - вода, на дне полостей - песок. Попытка идти по ним оказалась безуспешной.
К сожалению, галерея длится недолго и в комнате высотой 3,5м переходит в трубу, труба, в свою очередь, снова выходит в такую же комнату. Комнаты эти довольно обширны, на уровне лица имеется сервисная площадка, к люкам в потолке ведут лестницы, потолок держат бетонные балки. Воздух сильно насыщен конденсатом. Останавливаемся для картографирования увиденного, и я, привычно сунув руку под шапку за единственным карандашом, там его не обнаруживаю. Мною овладевают смешанные чувства - карта, это конечно хорошо, но рисовать ее влом. Благо идти осталось немного, и я все успешно запомнил. Пошарив по трубе и не найдя карандаша продолжаем двигаться вперед.
После комнаты следует короткая труба, затем такая же комната. Концентрация конденсата в воздухе возросла до предела. Видно на расстоянии вытянутой руки. От фонаря мало толку. Свечение конденсата в луче настолько яркое, что впереди ничего не видно. Войдя в следующую галерею, видим причину этого явления. Из стены бьет струя воды. У меня перчатки, но запустить руку прямо в струю я не решаюсь и пробую температуру воды в упомянутой полости вдоль стены... Теплая... Следовательно из стены бьет горячая. Интересно, каково ее происхождение. Продолжая движение, замечаю, что пространство галереи наполнено разнообразными техногенными звуками, красиво конечно, но мне не нравится... Галерея плавно изгибается. Интересно, каким способом ее строили?
Иду дальше, и мои размышления прерывает нарастающий звук водопада. Нарастает он так быстро, что я начал сомневаться, мы к нему приближаемся, или он к нам :). Вижу поворот направо, прямо забутовка, раньше Немига сразу впадала в Свислочь. Забутовка бревенчатая, подперта железяками и до половины завалена раствором с гравием - чтоб не гнила. Сразу после поворота направо, Немига размашисто поворачивает налево и с грохотом обрушивается вниз, образуя первую ступень Водопада, туда же уходит неустойчивого вида лестница. Затем, немного побулькав, успокоившись в 5-и метровом отстойнике, она вновь обрушивается вниз второй ступенью и сливается со спокойными водами коллектора Центр. О Центре известно только то, что он представляет собой две трубы диаметром около 1,8м, уровень воды в которых, на первый взгляд, кажется неблагоприятным для прохождения.
Итак, поставленная цель выполнена, осталось все сфоткать. Я расчехляю Агрегат и чувствую облом. Индикатор заряда вспышки упорно не хочет загораться. Достаем аккумуляторы, начинаем их трясти, жевать, лизать, чесать. Вставляем - признаки жизни подает, но до конца заряжаться не хочет. Начинаем молиться Ёроол Гую - все равно не заряжается. Облом. Замечаем люк. Машины по нему вроде не ездят. Возникает мысль вылезти и купить батареи, однако люк не поддается :( Начинаю перебирать в голове способы фотографирования без вспышки в полной темноте и нахожу нужный. Ставлю фотик на тумбу, закрываю диафрагму до 16 (как выяснилось позже - ошибочно, следовало брать около 4), открываю затвор, и все по моей команде начинают дружно обводить фонарями водопад. Также фоткаем галерею (галерея получилась, т.к. я поставил диафрагму на 2). Пробуя менее замысловатые способы, делаю еще несколько фоток.
Теперь надо вернутся назад с минимальными потерями. А это непросто. Впереди нелегкий 3-4, километровый путь с узкими ракоходами, вязкими отстойниками и предательскими ямами. Да прибудет с нами Ёроол Гуй. По доброй традиции обратный путь проходит с песнопениями и завываниями во славу духов Нижнего Мира. Причем каждый следующий раз импровизированные песнопения становятся все более складными и душевными. Похоже, рождается новый жанр Дигг Арта. Надо как-нибудь записать. Туда мы шли два часа по течению, назад вернулись за час.
Итак, основная задача экспедиции выполнена, но наполовину. МЫ Водопад и Галерею увидели, а вот увидел ли ее фотик - будет загадкой до момента проявки пленки. Если совсем плохо - вернемся еще раз и исправим. Следует заметить, что в ходе этой зкспедиции впервые была составлена подробная карта с чертежом галереи в разрезе и описаниями. Ее скоро можно найти в соответствующем разделе.
by _-TesT[]R-_Флора, фауна и предметы старины...Да, именно эти вещи имели в процессе заброса ключевое, на мой взгляд, значение, но, начнем попорядку.
Встертились мы у входа в неплохой но закрытый паб, точнее должны были, но реально увдели мы друг друга немного в другом месте, т.к. я как обычно пришел раньше (нет, я не пунктуальный, у меня там шило) и нервно рыскал вокруг да около... Встретились мы чуть позже 15:00 по локальному времени, что довольно поздно, но раньше никак не получалось. Увидел я Солокэта издалека, что логично, ведь незаметить чела в неверояной фиолетово-желтой куртке с каким-то нестандартным брезентовым рюкзаком было тяжело даже с моим зрением... Но присмотревшись наблюдаю что-то странное - он не один, а кого-то привел, чему я приятно удивляюсь. А удивляюсь приятно потому, что тот привел девушку, котрую представил Таней... В процессе дальнейшего лингвистического обмена информацией Солокет указал на нарушения присутствующие в ее психике... Тоже мне... Удивил:) Тут нормальных нет, кто еще полезет в Немигу в 20-градусный мороз...
Путь к порталу я нашел весьма заковыристый, только я мог такое придумать. Он пролегал по терретории вагонного депо, через забор с дырой в колючке, затем по ж/д полотну и завершался снежным спуском к самому гейту - специально для любителей особо острых ощущений и ломаных ног. Причем все это протяженностью около 1.5 км и по снежному покрову толщиной около 15см. Затем шла процедура переодевания, это уже для любителе закалки в экстримальных режимах. Что интересно и с тем и с другим все справились без жалоб, что было добрым предзнаменованием.
Солокэт всякий раз удивляет меня своей материальной подготовленностью. Про многочисленный свет воду и камуфляж я даже не говорю. Взять хотябы то, что в прошлый раз он угостил нас с Пикселем бутербродами, шоколадом и горячим кофе приготовленным прямо в коллекторе на твердом топливе. Здорово посидели... И пива чуток было... С прошлого раза это пожалуй самое яркое впечатление... Надо будет и мне научится... На этот раз пищеобеспечению внимания было уделено меньше, зато веревка для поднятия груза с большой глубины была простым и гениальным решением некоторых проблем. Фотик со вспышкой тоже были более чем серьезные, жаль что Никон отказывается работать в условиях такой влажности... Но на этот раз выручил мой Зенит-Е, отличающийся особым пофигизмом к внешним условиям. Вспышка Солокета, тоже кстати весьма папский девайс, оказалась более сговорчивой, и бастовать не стала, так что скорее всего фоты будут... И очень много.... И очень прикольные! Но об этом позже...
Временную базу мы организовали на тумбе в первой по счету от главного входа комнате Нижней Немиги, куда, собственно, мы и держали путь. На этот раз процесс перемещения из точки Вход в точку Большой Водопад прошел без отклонений от давно накатаной схемы. По ходу составлялась карта, причем чисто логическая, в смысле цифровая, что было весьма неплохой идеей. Т.е. указывался азимут тоннеля и его длинна, и так после каждого поворота, что в принципе могло бы принести много нужной инфы, если бы мы точнее отмеривали расстояния. Хотя возможно что в сочетании с моей старой картой, с картой Минска и с несколькими контрольными точками это и принесет некоторые результаты. Фотосъемку мы решили отложить на обратный путь, т.к. в условиях такой влажности техника должна совершить полный теплообмен с окружающей средой, и лишь когда температура аппарата сравняется с температурой воздуха выпадение конденсата на его части станет невозможным. Теоретически. Но когда мы пришли в конец Старой немиги, к Водопаду, то успели сделать не больше четырех фоток, после чего фотик мирно уснул.
Также по дороге вниз было сделано несколько важных наблюдений. Во первых в Немиге, как, наверное, и в любом другом ЛК существует естественная тяга, причем направленная против движения воды и со скоростью близкой к скорости шага. Хотя скорее всего это явление непостоянное и зависящее, по видимому, от разности температур ТУТ и ТАМ. То ли мы стали внимательнее, то ли представителей макромицетов на стенах коллектора и правда стало больше. Местами их формы были весьмы необычны, но объеденяло их одно, все они были безцветны. С какими конкретно видами мы встречались станет ясно позже, когда в мои руки попадут многочисленные фоты этих самых грибов. По словам Солокэта, и по моим догадкам, среди них есть содержащие псилоцибин.
При всей моей слепоте незаметить дохлую рыбину плавающую вблизи поверхности воды я не смог. Присмотревшись повнимательнее я понял, что это не карась и не селедка какая нибудь. Форма тела и плавников была несколько непривычной, в связи с чем я заключил что имею дело с невероятным образом попавшей в ЛК дохлой аквариумной рыбкой, вроде похожей на гурами, только усов нехватает, да и другие отличия есть. Таня сказала что это дохлая килька, и искренне удивлялась нашему к ней интересу. Я было уже пошел дальше, но Солокэт моими комментариями был неудовлетворен и не поленился сию тварь изловить и положить на бортик. Было решено сфоткать ее на обратном пути. На обратном же пути все прошло не так гладко. Обнаружили мы рыбину только с третьего прохода участка на котором ее оставили, причем все это время я нелестно отзывался о крысах, которые, по моим расчетам, ее и подбрили. Однако вскоре объект съемки был найден, а его изображение сохранено для последующего разбирательства. Что это, мутант покруче михаиловских троглобий или в самом деле дохлая килька? Я рыбы не ем, а по сему идентифицировать эту группу организмов не имею возможности. Спросим у шарящих людей. Потом...
Там же, в старой галерее, были обнаружены разнообразные предменты старины. Среди них: здоровенная и не очень лопаты, фргмент кованой ограды, очень интересный решетчатый люк, патрон для трехлинейки(если я ничего не путаю), автомобильная свеча, судя по форме изолятора очень бородатого выпуска, висячий замок. Ну, со всеми этими вещами все в целом понятно, там им и место в большей или меньшей степени, а вот откуда там ЦЕЛЫЙ патрон - загадка. Воображение рисует перестрелку времен второй мировой прямо в русле реки... Такое могло случится... Надо будет там еще пошарить, и желательно с металлоискателем... Если без напряга был найден патрон, то можно представить что там можно найти хорошенько покапавшись.
На обратном пути было решено намного поползать с фотиком по старой дренажке дабы запечатлеть ее поистине уникальные терратектурные особенности. Мы с Солокэтом углубились в метрового диаметра трубу оставив Таню у входа, т.к. ее бахилы никак не подходили для ракохождения. Я ей сочувствую, такое пропустить, она ведь историк по образованию, если я не ошибаюсь... Там в самом деле есть на что посмотреть. Путь был не из легких и Солокэт каждые две минуты пытался вытрясти из меня информацию о том, сколько нам еще ползти, но я молчал как партизан, и не потому что такой злой, а потому что ползал там последний раз около года назад. А ползти было кроме того что тяжело, еще и опасно. и не просто на словах опасно, а в самом деле. Труба имела в своем поперечнам сечении помимо двух дыролазов еще минимум четыре продольные трещины, и представляла собой эллипс горизонтальный диаметр которого был вдвое больше вертикального. Может это и не очень опасно, но в самой "трубе" так не кажется. Наверное это очень больно... К счастью сама старая галерея оказалась ближе чем я думал. Выпрямившись, я в очередной раз порзился ее красоте. Разделял мое мнение и Солокэт. А поражатся было чему: Стены и пол были сложены из почти квадратных кусков гранита, наподобие брущатки, только на растворе. Потолок был сводчатый и кирпичный. Причем кирпич и раствор выглядели черезвычайно свежо, несмотря на весьма значительный возраст. Сам возраст я точно определить не берусь, но то, что постройка довоенная - чувствуется четко. В СД было замечено значительное количество грибов коим было уделено не менее значительное количество внимания и пленки, в результате чего на Эллипс и саму СД пленки нехватило, а возвращатся назад никто не хотел. А жаль, там бы на пленке стопудово михаиловские хохрики получились:-)
Путь обратно прошел без каких либо проишествий достойных отдельного описания, и вообще, в данном отчете я был довольно краток, т.к. большинство высокоэстетических описаний будет выложено вместе с фотками.
ЗЫ: Фотки уже лежат в соответствующем разделе
by _-TesT[]R-_